НАСЛЕДИЕ
ОСТРОВ МАТВЕЕВ
КУМЖИНСКОЕ МЕТОРОЖДЕНИЕ
СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ
История острова Матвеев
Небольшой островок в юго-восточной части Баренцева моря, которое в этом месте носит название Печорского моря.

Остров необитаем, но раньше здесь жили люди, работники маленького посёлка при маяке. С развитием современных способов навигации судов маяк со штатом смотрителей стал не нужен, и посёлок был ликвидирован. Новый металлический маяк стал работать автоматически, жилые дома и другие строения остались, но со временем стали ветшать, разрушаться. Всё пришло в запустение.

Конечно, отсутствие человека благотворно сказалось на состоянии природы острова: повсюду стали гнездиться птицы, знаменитое лежбище атлантических моржей стало функционировать с меньшим беспокойством, моржи увеличили свою численность, формируя залёжку численностью до 2500 особей.

Но кроме удивительно богатого видового разнообразия, крайне интересно также историко-культурное наследие, находящееся на острове Матвеев.
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ОСТРОВА МАТВЕЕВ
Матвеев с XIV века находился на пути следования поморов из Белого моря на Вайгач и Новую Землю (Новоземельский ход). В XVI-XVII веках мимо острова проходили поморские кочи, следовавшие в Мангазею.

В 1594 году у Матвеева острова перед возвращением в Голландию воссоединилась флотилия Виллема Баренца, искавшая Северо-Восточный путь в Азию.

В 1619 году московским правительством, опасавшимся беспошлинной торговли с иностранцами, был запрещён Мангазейский морской ход. Стража, выставленная в проливе Югорский Шар, на Матвеевом острове и ямальском волоке была призвана следить за выполнением указа, а также «…проведывать про немецких людей, чтобы отнюдь в Сибирь, в Мангазею немецкие люди водяным путём и сухими дорогами ходу не приискали…»

В книге Н. Витсена «Северная и Восточная Тартария» от 1692 об этом есть некоторые подробности:

"На острове Матис летом всегда находится караул из 50 человек, которых присылают туда из Пустозера, чтобы проследить, чтобы в Вайгач и Обь не проходили другие суда, кроме рыбачьих. Ибо Их Царские Величества желают, чтобы товары переправлялись сушей.

Этот народ живет на острове в ямах, сверху закрытых деревянной крышей. Они ловят много рыбы, особенно семги, и ее на судне, на котором им привозят хлеб и питание, увозят на материк.

Эта охрана раньше находилась на острове Вайгач, для чего там был построен дом, который теперь сгорел".

30 июня 1924 года президиум ВЦИК утвердил Положение об Управлении островным хозяйством Северного Ледовитого океана, которым предусматривалась колонизация Матвеева острова. В 1927 году Постановлением ВЦИК, СНК РСФСР, в отмену предыдущего постановления, управление островом было возложено на Архангельский губернский исполнительный комитет советов.

В 1929 году остров перешёл в непосредственное ведение исполнительного комитета Северного края. 10 февраля 1934 года остров Матвеев был включён в состав Ненецкого национального округа.


Материал взят из открытых источников: Википедия Матвеев (остров), Севпростор
Фотографии из личного архива Ю. Тюлюбаева
ПОМОРСКИЕ КРЕСТЫ НА ОСТРОВЕ МАТВЕЕВ
Пожалуй, это одно из немногих мест на побережье Баренцева моря, где ещё сохранилась столь древняя память о наших предках -- русских поморах. В разных местах острова можно видеть торчащие из земли остовы крестов, уже позеленевшие от времени, различные столбы и вросшие в землю венцы домов, где жили первопроходцы.

Поморские кресты являлись одним из важнейших средств обеспечения древней полярной навигации. Кресты были исключительным явлением, не имевшим аналогий ни в мировой, ни в общерусской практике судовождения.

Наиболее ранние из известных поморских крестов относятся к XVI в. Это было время необычайно высокой активности не только русского, но и западноевропейского мореплавания в Баренцевом и Карском морях. Английских, а затем голландских мореходов влекла надежда отыскать кратчайший путь в Китай морями Северного Ледовитого океана.

Известна зарисовка одного из крестов, стоявшего на острове Матвееве, сделанная в 1594 г. Крест восьмиконечный, покрытый полотенцем. Он изготовлен из тесаного бруса и укреплен у основания двумя косыми подпорками. На его лицевой стороне имеется надпись: «ЛЕТА 6083 ПОСТАВИЛИ КРЕСТ БЕРЕЗА ДА ФЕДОР ПАВЛОВ СЫН МОЛО ПОДПИСАЛ ОЛИШКО» («В 1575 году поставили крест Береза и Федор Павлов сын младший. Написал Олесий»). Имена русских мореходов XVI в. — Береза, Федор Павлов, Олесий — имеют особую ценность, поскольку нам почти не известны персонажи освоения арктических морских путей этого времени.

Постоянные опасности, тяжелые условия жизни и промысла, суровая природа Арктики способствовали особому напряжению религиозного чувства и непрерывной потребности обращаться к Богу с молитвой о помощи и защите. Крест был материальным воплощением этого чувства. Вновь прибывшие на становище поморы молили Бога о помощи, и становище украшалось еще одним восьмиконечным православным крестом.


Материал взят из открытых источников: Севпростор, Русский север, Яндекс Дзен
Фотографии из личного архива Ю. Тюлюбаева
ОСТРОВ МАТВЕЕВ В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Возле острова Матвеев, где проходит Северный морской путь, в годы Великой Отечественной войны разыгралась страшная трагедия. 14 августа 1942 года немецкая подводная лодка «U-209», капитаном которого был Генрих Бродда, по приказу командования последовала к востоку с целью разведки ледовой обстановки пролива Карские ворота.

Но взять хотя бы одну субмарину советского каравана, двигавшегося к Югорскому шару, не удавалось. На пути следования 16 августа 1942 года около полуночи 5 безоружных судов (буксиры – «Комсомолец», «Норд», пароход «Комилес» и две баржи) вышли из п.Хабарово и направлялись в г.Нарьян-Мар.

Утром 17 августа, когда караван проходил в двух милях от северного побережья о.Матвеев, где и встретила их немецкая субмарина. Бродда не замедлил открыть огонь по барже, на которой находились заключенные, женщины и дети, из находящегося на подлодке оружия. Как только на барже вспыхнул огонь, 18-летняя радистка «Комсомольца» начала открытую передачу в эфир о нападении врага.

В это время буксир «Норд» не стал ожидать расстрела, отвел лихтер и пароход к о.Матвеев, отправился за помощью в п.Хабарово. На очереди после баржи были разбиты немцами буксир «Комсомолец», пароход «Комилес» и еще одна баржа. Всех спасавшихся немцы расстреливали из зенитной пушки и пулемета. Вся «операция по разгрому» каравана заняла более четырех часов.

Жертвами безжалостной атаки «U-209» стали по официальным данным 305 человек, спасенных – 23 человека. Через 10 дней, 28 августа 1942 года, немецкая подлодка начала обстрел маяка и радиостанции в Ходоварихе (Захарьин берег, территория заповедника), на западном побережье Баренцева моря. Загорелись конюшня, баня, жилой дом. Однако ответным огнем из пулемета и миномета персонал станции отогнал обнаглевших подводников. Причем одна из мин угодила в рубку пирата.

В 1943 году немецкая субмарина была потоплена вместе со всем экипажем у берегов Гренландии. В 1944 году изрешеченный корпус буксира «Комсомольца» сняли с мели и отбуксировали в Нарьян-Мар. Здесь его подлатали, и еще несколько лет оно работало в порту (Канев, 2009). В 1968 году был установлен в г.Нарьян-Маре памятник экипажу «Комсомольца» по проекту инженера Петра Яковлевича Хмельницкого.

Материал взят из открытых источников: Севпростор
Советская баржа П-4 под обстрелом
Советская баржа П-4 под обстрелом
Буксирный пароход
Буксирный пароход "Комсомолец"
Схема
Схема
Спуск на воду U-209
Спуск на воду U-209
История освоения Кумжинского месторождения
Кумжинское газоконденсатное месторождение. Расположено в дельте реки Печора, к северо-востоку от Нарьян-Мара.

В ноябре 1980 г. в северной части месторождения, расположенной вблизи от акватории Печорского моря, произошло одно из самых драматических событий в истории освоения ресурсов УВ Арктики – мощный неконтролируемый выброс газоконденсатной смеси по заколонному и межколонному пространствам скважины К–9, продолжавшийся шесть с половиной лет. Последствия экологической катастрофы до сих пор не преодолены, грифонообразование и эмиссия УВ продолжается в настоящее время.
ЯДЕРНЫЙ ВЗРЫВ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КАТАСТРОФА
Катастрофа произошла при испытании скважины на продуктивность: были нарушены требования нормативных документов.

При испытании скважины 27 ноября 1980 года было выявлено высокое давление в межколонном пространстве обсадной колонны (кондуктора). Кроме этого, дальнейшие исследования скважины показали негерметичность эксплуатационной колонны в интервале 39 м. Было принято решение сбросить давление в межколонном пространстве, вследствие чего в приустьевой части скважины началось грифонообразование, сопровождавшееся фонтаном из смеси газоконденсата, раствора хлористого кальция, грязи и цемента. Возникшие множественные грифоны объединились в один большой. Работы по ликвидации аварии, которые проводили в январе — апреле 1981 года, не увенчались успехом.

Ликвидацию фонтана решено осуществлять с помощью ядерного заряда «Пирит». С этой целью пробурили специальную скважину К-25 глубиной 1530 м на расстоянии 600 м к северо-западу от устья аварийной скважины К-9 над. Подрыв ядерного заряда «Пирит» в скважине К-25 был произведен 25 мая 1981 года на глубине 1470 м по вертикали. Мощность взрыва составила 37,6 кт в тротиловом эквиваленте. При взрыве и в последующий период выхода радионуклидов на поверхность не наблюдалось. Вследствие подземного ядерного взрыва образовалась подземная полость радиусом 35 м, а также возникли зоны дробления и трещинообразования радиусом 261 м.

В результате подрыва ядерного заряда выброс газоконденсатной смеси на скважине К-9 приостановился, пожар погас, множественные фонтаны сократились.

Однако атомный взрыв не смог решить поставленную задачу по ликвидации катастрофы. Буквально на следующий день газ вновь стал выходить на поверхность, формируя грифоны. При этом поверхность воды и побережье протоки Малый Гусинец и Коровинской Губы были загрязнены жидкими углеводородами, существенно пострадала ихтиофауна. С целью ограничения попадания углеводородов в водоемы вокруг зоны проседания в июне 1981 года было начато возведение дамбы. Протоку Малый Гусинец перекрыли двумя плотинами, по всему периметру аварийной площадки была отсыпана дамба. В 1982—1983 годах вдоль реки Печоры и в Коровинской Губе на удалениях до 3 км от скважины К-9 наблюдались сипы газа, свидетельствующие о формировании техногенных залежей. В дальнейшем попытки ликвидации катастрофы продолжались, но к успеху не привели. Так, в частности, были пробурены скважины К-26 и К-27, строительство которых сопровождалось выбросами из техногенных залежей, образовавшихся в результате ядерного взрыва. Скважина К-26 в дальнейшем не использовалась. Скважина К-27 предназначалась для бурения веера поисковых стволов в плоскости, перпендикулярной азимуту предполагаемого положения ствола скважины К-9. С 1982 по 1985 год на аварийной площади испытывались различные технологии обнаружения положения аварийного ствола наклонной скважины К-9 и наведения стволов скважины К-27. С целью обнаружения ствола аварийной скважины (К-9) 3 сентября 1986 года была пробурена скважина К-27-бис. Работы по обнаружению аварийного ствола осуществляли с помощью электромагнитного метода с аппаратурой поиска ствола АПС-1. До 29 марта 1987 года в одной вертикальной плоскости, перпендикулярной азимуту аварийной скважины, пробурили 7 стволов — 5 стволов и 2 ответвления. В результате аварийный ствол скважины К-9 был обнаружен на значительном азимутальном удалении от первоначально предполагаемого (проектного) положения ствола аварийной скважины.

Таким образом, стали понятны причины предыдущих неудач при ликвидации аварии: то есть аварию ликвидировали не в том месте.

Далее с помощью АПС-1 последний ствол скважины К-27-бис вывели на прямой контакт с аварийным стволом скважин К-9, торцевым фрезом прорезали обсадные колонны аварийного ствола скважины и зацементировали. Вследствие этого выброс газа прекратился, и авария была ликвидирована.

В результате катастрофы и применения ядерного взрыва был нанесен значительный экологический ущерб прилегающей к аварийной площадке территории, продолжили функционировать два крупных грифона. Работы по устранению накопленного экологического ущерба завершились лишь в 2016 году.


Материал взят из открытых источников: burneft.ru, Википедия Кумжинское месторождение, Яндекс Дзен
Космоснимок WorldView-2 аварийной площади.(02.05.2016 г.)
Техногенное озеро в районе аварийных скважин Кумжинского ГКМ и буровая вышка на понтоне.
Космоснимок WorldView-2 аварийной площади на Кумжинском ГКМ. (23.06.2011 г.) Условные обозначения: желтая и красная линии – предполагаемое и фактическое положения в плане ствола скважины К-9.
Аварийная площадь со стороны южной плотины на притоке Малый Гусинец (1982 г.). Автор: В.М. Бойчук
Расположение Кумжинского ГКМ. Условные обозначения: зеленый и розовый цвета - нефтяные и газоконденсатные месторождения и трубопроводы. Зеленый пунктир – заповедник и заказник «Ненецкий». Картографическая основа - космоснимок ESRI Bing.
Трехмерная геоморфологическая модель дна и поверхности земли в районе аварийных скважин на Кумжинском ГКМ. Условные обозначения: черны точки - положение устьевых частей разрушенных стволов скважин; синие пунктирные линии – границы водоемов.
Фотографии из открытого источника: pikabu.ru
Фотографии из открытого источника: burneft.ru
Северный морской путь
Опись южных берегов Печорского и Карского морей Ивановым, Пахтусовым, Рогозиным и Бережных

(1821–1828)

Штурману 12-го класса Ивану Никифоровичу Иванову в 1821 г. была поручена опись Печоры. Производилась эта опись для выяснения возможности вывоза из Печоры в Архангельск корабельного лиственичного леса, которого в бассейне Северной Двины стало не хватать.

В 1821–1822 гг. Иванов описал только восточный берег Печоры (от Пустозерска до ее устья) и дальше морской берег до устья реки Черной.

В 1824 г, Иванову было предписано закончить опись Печоры и произвести опись морского берега от Печоры до Вайгача. В распоряжении Иванова были штурманские помощники Петр Кузьмич Пахтусов и Николай Маркович Рогозин. Отряд Иванова на карбасах вышел из Пустозерска сразу после вскрытия Печоры. Сначала были описаны берега Печоры, частично Гуляевские Кошки, острова Варандей, Чаячий, Долгий, берега от Медынского Заворота до Югорского Шара, а затем часть берега острова Вайгач до мыса Болванского (северо-восточная оконечность Вайгача). В середине октября Иванов и его спутники вернулись в Пустозерск.

Летом 1825 г. Иванов описывал устье Северной Двины, но уже в конце этого года был вновь направлен в Пустозерск для продолжения описи берегов Северного Ледовитого океана.

Эта опись, начавшаяся в 1826 г., была поручена двум отрядам: западному под начальством штурманского помощника 14-го класса Ильи Автономовича Бережных, участвовавшего в экспедиции лейтенанта Анжу, и восточному под начальством Иванова.

Западный отряд, в состав которого входил Пахтусов, описал на баркасе берег Печорского моря от устья Печоры до Канина Носа и остров Колгуев. Берег Чёшской губы был описан Пахтусовым в течение зимы 1826/27 г. по сухому пути на оленях.

Таким образом, впервые после работ Великой Северной экспедиции берега Северного Ледовитого океана от Канина Носа до Обдорска вместе с прилегающими островами были нанесены на карту с помощью современных инструментов – секстанов, хронометров, искусственных горизонтов, пелькомпасов. Однако так как опись берегов Карского моря и Обской губы велась только на оленях, то понятно, что никаких новых данных по рельефу дна и по гидрологическому режиму Карского моря получено не было.

В «Историческом журнале», веденном Ивановым во время его экспедиции, заслуживает внимания следующая запись, сделанная 19 апреля 1826 года.

«Северная его (острова Долгого в Печорском море.—Н. 3.) оконечность называется Сибирское становье; здесь есть небольшая закрытая бухточка. Название Сибирского становья дано потому, что в 1736 году ездившие из Сибири в Соловецкий монастырь семьдесят человек на возвратном пути были встречены льдом и принуждены укрыться здесь с своею лодьею. Здесь они все умерли – от цынготной болезни, – как полагают. Место, где похоронены эти страдальцы, означено крестом, и называется Сибирским кладбищем».


Материал взят из открытых источников: Отечественные мореплаватели - исследователи морей и океанов. Автор: Н. Зубов.
Made on
Tilda